Подписка онлайн

Славянское «Сколково»

14 апреля 2011

Заря Кубани

На редкость яркими и запоминающимися стали весенние каникулы для полусотни старшеклассников города и района. Они получили уникальную возможность приобщиться к современным социальным технологиям и разработкам в рамках образовательного проекта «Новая российская элита». 

Почему так назвали?

У проекта есть и другое, полуофициальное, название:  «Новороссийское Сколково». Почему «Сколково» и почему оно носит название города-героя? Об этом рассказал автор идеи и руководитель проекта, советник главы муниципального образования город-герой Новороссийск А.В.Фонарев.

— Главная наша цель — максимальное содействие процессу  формирования новой российской элиты в самых разных сферах: политической, научной, культурной, социальной, — рассказал Андрей Владимирович. — Она совпадает с задачами, поставленными всероссийской политической партией «Единая Россия» на  партийном форуме «Стратегия-2020. Новая тактика». Большинство из вас знает о реализуемом в нашей стране проекте наукограда Сколково, призванного в перспективе стать экспериментальной площадкой для новейших научных исследований и средоточием технологий будущего. Сходные задачи должен решать и наш проект, разработанный Центром современных технологий «Черноморъ». Умение работать в команде, брать на себя ответственность, ставить и решать задачи, добиваться ожидаемых результатов — вот чему мы хотим научить. Ранее программа «Формирование успешности» под названием «Новороссийское Сколково» была успешно опробована  в городе-герое, где получила высокую оценку. Каждый из присутствующих здесь в идеале должен прийти к собственному пониманию стратегии успешности, а наши занятия помогут в этом.

За время каникул школа № 3 стала гостеприимным лагерем для славянских «сколковцев». Чтобы попасть в их число, нужно было не на словах, а на деле доказать, что ты достоин быть в их рядах.

— В число пятидесяти отобранных учащихся, в основном десятиклассников, вошли самые активные ребята, не раз добивавшиеся крупных успехов в учебе, науке и общественной жизни, — отметила начальник лагеря, директор Славянской станции юных натуралистов Елена Павловна Слюсарева. — Вожатыми работали студенты педагогического отряда СГПИ «Город мастеров», признанного одним из лучших на Кубани.

На торжественном открытии проекта с приветственным словом выступила начальник управления образованием районной администрации Е.А.Князькова.

— Вам выпал редкий шанс стать избранными из двенадцати тысяч славянских школьников, — обратилась Елена Алексеевна к аудитории. — Надеюсь, что эти несколько дней подарят вам не только новые впечатления, но и полезные знания и навыки, которые пригодятся вам на пути к успеху.

Поздравили «сколковцев» с началом занятий проректор СГПИ по воспитательной работе Светлана Сергеевна Гайдукова и директор школы №3 Татьяна Яковлевна Кириллова.

Ни уроков, ни лекций

Сразу оговоримся, что никаких занудных лекций и уроков с домашними заданиями во время проекта никто не устраивал. Пять дней с молодыми и талантливыми славянцами работали психологи, специалисты по работе с персоналом, web-дизайнеры и журналисты. Живое, эмоциональное общение и право открыто высказать свое мнение — одна из главных особенностей «Новой российской элиты», предоставляющих его участникам возможность поиска собственных решений поставленных задач. Ребята соревновались в конкурсах, принимали участие в тренингах, работали в творческих мастерских, готовили собственные проекты. Работа в группах чередовалась с коллективными играми и конкурсами.

Один из главных методов реализации проекта — работа в малых группах. Девизы малых групп: «Ни дня без добрых дел», «Ни дня без успеха». Путем «мозгового штурма» ребята определяли круг молодежных проблем, актуальных для Славянского района (нехватка рабочих мест, зон отдыха и многие другие). Но констатацией фактов дело не заканчивалось — школьникам предстояло самостоятельно предложить пути решения проблем, учитывая ресурсы и анализируя возможные результаты. Особый интерес вызвал проект разработки макета «Славянск — город будущего». Каждая команда выбирала для воображаемой реконструкции кусочек города и в меру своих фантазий изменяла его.

— Ограничений никаких нет — сами думаем, предлагаем,  — заметил Иван Абливанов из СОШ № 3.  — Словом, находимся в свободном творческом «плавании». Например, сегодня мы с товарищами пытаемся представить, как изменится облик нашей школы, если ее реконструировать и модернизировать. 

Гостями СОШ № 3 стали студенты Новороссийского филиала Пятигорского государственного туристического университета.

— Дело в том, что  нам вскоре предстоит самим стать вожатыми во время реализации очередного этапа подобного проекта у нас в городе, — поведал один из студентов Александр Яковлев. — Хотим перенять у славянцев опыт.

В первый день проекта школьникам предоставилась возможность лучше узнать друг друга и выбрать лидеров команд, распределить в них роли, придумать «визитные карточки». Выбирая названия и девизы, ребята соревновались в оригинальности, поэтому и получились они необычными: «Тапор», «Цунами», «Позитиффчики», «Точилки» и даже «Фруктовый борщ».

— «Фруктовый борщ», — объяснила Эля Хулузаури из лицея № 4, — потому, что мы все яркие и неординарные.

В помощь юным талантам

В формировании команд и подготовке их презентаций большую роль сыграли рекомендации руководителя кадрового агентства и тренинг-центра, специалиста в области менеджмента и маркетинга С.В.Беркиной, и ведущего специалиста отдела по делам молодежи г.Новороссийска Е.А.Кулюкиной. Светлана Владиленовна провела тренинг «Познакомимся», способствующий сплочению команды. Участники делились на пары, чтобы описать друг друга, выразить отношение к товарищу. А Екатерина Андреевна ознакомила ребят с тестом «кельтское колесо», с помощью которого можно определить направленность  мышления и наиболее выигрышный вид деятельности в команде. 

Не обошлось и без оздоровительных упражнений. Занятия по аэробике проводила  старший преподаватель кафедры физической культуры и естественно-биологических дисциплин СГПИ Илона Игоревна Зозуля.

Особое внимание ребят привлекло изучение новейших информационных технологий и социальных сетей. Главный редактор интернет-издания города-героя «Муниципальная новостная лента» Ерванд Суренович Мартиросян рассказал школьникам об особенностях электронных средств массовой информации, о журналистской этике, об организации работы. Славянские «сколковцы» получили возможность создавать новостные материалы.

— Здорово! — поделилась эмоциями Снежана Ткаченко из лицея № 1. — Интересно и познавательно. Раньше и не задумывалась, как изменился мир после массового внедрения Интернета.

«Горячий» стул

По общему мнению участников, одним из интереснейших  событий проекта стали дискуссии на так называемом «горячем» стуле. Ребятам выпала редкая возможность ежедневно в неформальной обстановке общаться с людьми, которые уже вывели свою формулу успеха и добились серьезных карьерных достижений: советником губернатора Кубани, директором краевого социологического центра Николаем Николаевичем Петропавловским, главой Славянского района Анатолием Владимировичем Разумеевым, главой Славянского городского поселения Романом Ивановичем Синяговским, исполняющим обязанности ректора СГПИ, кандидатом филологических наук, доцентом Антоном Ивановичем Яценко, членом Союза архитекторов России, членом коллегии Гильдии проектных организаций Южного Федерального округа Василием Владимировичем Горбуновым и другими.

Несмотря на высокие посты, многим из гостей на «горячем» стуле пришлось действительно «жарко». Часто вопросы были каверзными и совсем не детскими. Ответить на них оказалось не так просто: спрашивали  и о профессиональной деятельности, и о школьных годах, о многом другом. Ребят удивило, что председатель Совета Славянского района, кандидат сельхознаук Григорий Владимирович Литовка начинал трудовой путь трактористом, а в школе сидел почти на «камчатке» — на предпоследней парте.

Самой насыщенной оказалась «пресс-конференция» А.В.Разумеева. Старшеклассников интересовало многое:

— Как вы учились в школе?

— В аттестате — одна четверка, остальные — пятерки.

— Какие качества вы считаете необходимыми для главы государства?

— В первую очередь — порядочность, ум и профессионализм. Конечно же, нельзя обойтись без доброты и милосердия.

— Есть ли у вас враги и недоброжелатели?

— Может быть, кто-то считает себя моим врагом, но я никого в число своих недоброжелателей не включаю.

— Что вам помогало идти к намеченным целям и добиваться успеха?

— И в школе, и в вузе, и на работе я всегда старался наилучшим образом выполнять свои обязанности. Это и помогало. 

— Ваш самый трудный день на посту главы района?

— Каждый день из пятнадцати месяцев, проведенных на этом посту, был по-своему не прост. Запомнилось сложнейшее время, когда случилась авария на ЧОКе, и многие другие моменты. Но, с точки зрения эмоциональных переживаний, наверное, это день  выборов — 14 марта. 

— Совершали ли вы в своей жизни ошибки, о которых жалели?

— Стараюсь работать и поступать так, чтобы ошибок было поменьше, хотя без них, конечно, не обходится. Главное — уметь их признавать и преодолевать трудности.

Итоги

Последний день работы проекта завершился публичной защитой различных формул успеха, выдвинутых командами, а также их бурного обсуждения. Затем состоялась торжественная церемония закрытия лагеря. Оценок славянским «сколковцам» никто не ставил — при подведении итогов каждый участник сделал выводы о том, в чем он изменился, чего добился и чему научился. Важно, что за эти пять дней участники проекта научились «генерировать» идеи и делать первые шаги в их реализации. Организаторы же рассчитывают, что полученные знания школьники смогут применить на практике в своих учебных заведениях и общественных организациях. Возможно, для кого-то из юных славянцев, принявших участие в проекте, он станет отправной точкой в начале большого жизненного пути. 

С.Письменный

Фото автора

Читайте также

Загрузить ещё