Подписка онлайн

Основа христианской веры

17 апреля 2009

Заря Кубани

Пасха, Воскресение Христово — это действительная основа нашей веры. И здесь даже не нужно каких-то особенных богословских аргументов. Все христианство, все усилия подвижников благочестия, все наши попытки жить хоть немножко по совести только в том случае имеют смысл, если Христос воскрес. Об этом пишет в книге «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни» протоиерей Максим Козлов.

Однажды на Пасху, уже в поздние годы жизни Льва Николаевича Толстого, Федор Иванович Шаляпин приветствовал его словами: «Христос воскрес!», а тот ответил: «Нет, Федор Иванович, Христос не воскрес». Какой ужас стоит за таким мировоззрением! Зачем жить-то тогда? Тогда, действительно, как говорили стоики, самое большое утешение, что остается человеку, — ошейник, который есть у собаки, привязанной к телеге. Собака может по дурости, когда телега поедет, остаться лежать — тогда ее будет тащить по камням, а может побежать — тогда шишек-то не набьет, но все равно никакого другого смысла, как только бежать за телегой и не набить шишек, в ее жизни нет.

А Воскресение Христово дает оправдание другой жизни. Если кто-то ощущает в сердце своем голос совести, который говорит: «Да ведь нет, жизнь несводима к эгоистическим желаниям и страстям, жизнь — это не пустыня, в которой каждый сам за себя», то оно откликается любовью и жалостью. И когда человек отказывается от чего-то им достигнутого в пользу другого, то это такое утешение, такая радость, которые ни с чем не сравнимы. Если тяжко вокруг, не складывается жизнь, но мы несем свой крест, не опускаем рук, то душа всегда чувствует, что Кто-то неизмеримо более сильный и мудрый, чем мы, стоит рядом и помогает нам. И все это только тогда оправдано, когда есть Воскресение Христово. Страшно жить без этого.

Прикосновение к Воскресению Господа, знание не умозрильное, но глубокое, внутреннее, несомненное, превышающее всякую объективность и реальность тварного мира, живет в душах верующих людей. А в Церкви Божией находит еще и воплощение в дивном пасхальном богослужении, которое вместе с иконой Троицы преподобного Андрея Рублева, вместе с храмами России и Византии является одним из лучших доказательств бытия Божия. И кто придет с непредвзятой душой на ночное пасхальное богослужение, увидит огонь свечей и огонь душ, услышит слова пасхальных песнопений и обойдет храм с крестным ходом, тот подлинно приобретет в душе частичку этого знания: что такое Воскресение Христово и что оно есть в нашей жизни.

И только тот, кто переживет эти пасхальные дни в открытости сердца, может понять слова апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна… но Христос воскрес из мертвых» (1 Кор. 15,17,20). Только тот может понять вопль радости: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13,14 и 1 Кор. 15,55) и на ночном пасхальном богослужении испытать всем своим естеством ту причастность небу, которая дается уже здесь, на земле, и которая выше всех логических доказательств, всех логических опровержений и всех сомнений разума. Искренно молившийся на пасхальной службе знает, что Христос воскрес. И если эта ни с чем не сравнимая радость, которая действительно является основанием нашей веры, дана нам здесь в прикосновении к Воскресению Христову, какой же она будет в блаженной вечности?! И значит, не страшно претерпеть что угодно, лишь бы ее не лишиться. И в этом смысле христианские мученики умирали так светло и покойно не только потому, что они умирали за Христа, но и потому, что они жили этой пасхальной радостью. И как бы ни были ужасны изобретаемые их терзателями страдания, они не могли их устрашить и сокрушить.

Эта радость о Воскресении Христовом длится в Церкви не только во время Пасхальной седмицы. Она возобновляется каждое воскресенье в течение года. Поэтому христианин, молящийся на воскресном богослужении, не должен забывать, что это Малая Пасха и что, приходя в этот день на литургию, он не формальной дисциплине следует, но просто не может не быть там, где Церковь радуется о Христе воскресшем.

Читайте также

Загрузить ещё