Подписка онлайн

Бережно храня историю семьи и малой родины. Сергей Николаевич Покровский: инженер, писатель, публицист.

3 марта

«Практически на ощупь он подошел к столу, на котором лежала стопка аккуратно сложенных листов, исписанных красивым ровным почерком. Это была его рукопись. Я смотрела на нее и не могла понять, как, будучи почти ослепшим, можно так писать. А он всё продолжал и продолжал рассказывать историю своего военного детства, и по его щекам текли слезы…».

Страшное слово

Так Марина Кравченко, в прош­лом корреспондент «Славянских известий», вспоминает встречу с писателем Сергеем Николаевичем Покровским в 2003 году, перед изданием его сборника воспоминаний «Эта вечная боль моей памяти…». Автор разделил его на три части: до, во время и после оккупации станицы Славянской немецкими войсками. Книга написана в соавторстве с мамой Сергея Николаевича Ниной Константиновной Покровской, в девичестве Богоявленской.

— Главная героиня книги — молодая симпатичная женщина тридцати трех лет от роду. Изо дня в день, ни на кого не перекладывая бремя ответственности, она борется за жизнь своих близких и совершенно чужих людей, — рассказывает Марина Валерьевна. — Даже не осознавая всей значимости своих действий, она защищает не просто право на жизнь, но и право на свое, воспринятое от предков, понимание ценностей жизни.

Из воспоминаний Сергея Николаевича: «Война — это страшное слово, но ещё страшнее слово «оккупация». Сказать по правде, я, как всякий ребенок, не думал в то время о смерти, потому что рядом была моя мама. Лишь теперь я понимаю, как сложно было ей, да и всем жителям станицы Славянской, невольно ставшими заложниками жестоких оккупантов».

«Это жизнеописание — явление особенное. В нем нет ни великих сражений, ни громких подвигов… Но есть правда жизни. Есть то, без чего невозможно до конца понять всего трагизма событий и тем более осознать истинную цену Победы… Поражает, сколь крепок может быть человек, вооруженный только совестью и достоинством», — написал в предисловии к книге полковник в отставке, член Союза писателей России В.Н.Дергунов.

Готовя материал в мартовский номер газеты «Заря Кубани», я познакомился с судьбой семьи писателя, теснейшим образом переплетенной с историей станицы Славянской. Под гнетом времени факты тускнеют, забываются, а «ведь незнание прошлого опасно для будущего». Оживив на страницах своего произведения полузабытое прошлое, Сергей Николаевич сделал ценный подарок своим землякам.

Семейные ценности

Николай Николаевич и Нина Константиновна Покровские. Трагичное лето 1941 года, проводы на фронт в Ростове-на-Дону

Николай Николаевич и Нина Константиновна Покровские. 1967 год, пенсионный возраст.

Мать Сергея Николаевича Пок­ровского Нина Константиновна Богоявленская (1908-1995) еще школьницей определилась с профессией. Дочь юриста и учительницы решила стать врачом. В 1927 году, после окончания школы, поступила в Кубанский медицинский институт. Прошла все стадии профессионального роста, от участкового врача до главного акушера-гинеколога Славянского района.

— Едва ли не половина детей станицы Славянской, родившихся с сороковых по шестидесятые годы прошлого века, были приняты ее руками, — рассказывает заведующая инновационно-методическим отделом Славянской межпоселенческой библиотеки Светлана Клименко. — Именно ее дневники и записки были положены Сергеем Николаевичем в основу сборника «Эта вечная боль моей памяти…».

Отец писателя Николай Николаевич Покровский происходил из образованной семьи медицинских работников, поэтому не удивительно, что профессия врача «стала для него самой жизнью». Человек абсолютно невоенный, Николай Николаевич с честью прошел испытание войной, о чем свидетельствуют звание майора и ордена и медали, полученные им на фронте.

— После войны Николай Николаевич возглавлял Славянскую районную больницу, занимался санитарно-просветительской деятельностью, — продолжает Светлана Алексеевна. — Родители Сергея Николаевича — классические однолюбы. Такие союзы чистых сердец — большая удача как для самой пары, так и для их детей. Великое счастье — расти в семье, где царят взаимные любовь и уважение.

Именно из семьи Сергей Николаевич вынес лучшие человеческие качества: открытость, честность и тактичность, порядочность, стремление постоянно учиться и развиваться. Всё это, несомненно, повлияло на решение заняться творчеством. Его книги заключают в себе атмосферу миролюбия, уважения к людям, деликатной образованности, без нравоучительства и навязчивости.

Инженер-энергетик

Сергей Николаевич родился в 1936 году в станице Славянской. В 1953-м окончил школу №1 и поступил в Московский энергетический институт. Получив специальность инженера-энергетика, был направлен в Иркутскую область на строительство Братской ГЭС. После женитьбы на Валентине Арефьевой в 1962 году вернулся в Москву и поступил на работу наладчиком в научно-исследовательский институт «Гидропроект».

— Был разработчиком, проектировщиком, исследователем систем автоматики и управления. С 1979 по 1882 годы работал руководителем группы в научно-исследовательс­ком институте «Энергосетьпроект», — рассказывает историк-краевед Богдан Фуфалько. — На протяжении всей своей трудовой биографии активно занимался научно-техническим творчеством. Начиная с 1966 года, опубликовал более сорока научный статей.

Сергей Николаевич — автор пяти защищенных патентами изобретений в области энергообеспечения страны. Имеет ученую степень кандидата экономических наук. Но из-за резко прогрессирующей потери зрения был вынужден оставить научную деятельность и досрочно выйти на пенсию по инвалидности. В 1996 он вернулся в Славянск-на-Кубани, на малую родину, в дом своих родителей.

— Литературной деятельностью он начал заниматься в 80-е годы прошлого столетия. В 2004-м издал свой первый сборник воспоминаний и рассказов «Эта вечная боль моей памяти…», — продолжает Богдан Дмитриевич. — В 2007 году Сергей Николаевич стал членом Московской городской организации Союза писателей России. В последующие годы им были изданы еще несколько сборников повестей, рассказов, стихов и заметок: «Кубань — река быстрая» (2006), «Улыбки первого семестра, или Поиски себя» (2008), «Факты — упрямая вещь» (2013), «Таинственный луч в бухте Сьенфуэгос и другие Карибские истории» (2015) и другие.

Некоторые повести и рассказы Сергея Николаевича размещены в интернете на сайте «Проза.ру», другие сегодня можно найти в Славянских межпоселенческой и городской библиотеках.

Красные капельки

Из всех произведений Сергея Николаевича Покровского историческую ценность для Славянского района имеют два. Уже многократно упомянутый выше сборник воспоминаний «Эта вечная боль моей памяти…» и вышедшая следом за ним в 2006-м книга повестей и рассказов «Кубань — река быстрая», в которой Сергей Николаевич продолжил тему военного лихолетия на кубанской земле.

Из воспоминаний писателя: «Побудительных мотивов написать эти книги у меня было множество, но только два из них я с уверенностью могу назвать доминирующими. Это желание выразить благодарность людям, которые помогли нам выжить в те нелегкие годы и стремление рассказать о жизни в оккупации. Ведь через историю злоключений и бед отдельно взятой семьи порой видно дальше и больше, чем с иного командного пункта».

— Сергей Николаевич рассказывал мне об истории своего рода, о дедушке Константине Богоявленском, о любимом доме, который построил дед на улице Проточной для своей многочисленной семьи, — вспоминает корректор «Зари Кубани» Маргарита Михайловна Григорян, в прошлом учительница русского языка и литературы. — Я приглашала Сергея Николаевича на встречи со студентами, где он вспоминал об оккупации станицы, какой запомнилась она ему, семилетнему мальчику. Много лет спустя в книге «Кубань — река быстрая» он рассказал о судьбе детей кубанских станиц в военные годы.

Вот бомбежка, которую не может позабыть маленький Ванечка. Оказавшийся рядом с ним прохожий, схватив его, скатился вместе с ним в придорожную канаву, а «…шедшая несколько впереди него девочка куда-то исчезла. Исчезла так, как будто ее и вовсе никогда не было. Примерно в том месте, где она была, дымилась воронка, а в ушах звучали сказанные ею за мгновение до того слова: «Вишни-то как цветут! Прямо-таки невесты, все в кружевах…» Очень хотелось думать Ванечке, что красные капельки на белых лепестках, осыпанных взрывом, ему померещились от страха…

Чем старше человек становится, тем с годами всё лучше понимает, что память ему дается в том числе и для того, чтобы, помня о трагедии в прошлом, никогда не допускать ее повторения в будущем.

Читайте также

Загрузить ещё