Подписка онлайн

Ирина Юскина: «Театр и я —мы не можем друг без друга!»

22 декабря 2023

Приглашаем вас побывать за кулисами школьного театра.

Когда я шла на встречу с человеком редкой для нашего района профессии— театральным режиссером Ириной Юскиной, руководителем театральной студии «Альтаир» школы № 12, то представляла, что обитает она в где-то в актовом зале, рядом со сценой, в каморке, забитой костюмами и теат­ральным реквизитом. И очень ошиб­лась. «Кабинет за зеркалами», как ориентировали меня, оказался светлым и просторным, без намека на творческий беспорядок. На стенах — дипломы за победы в конкурсах, в шкафах за стек­лами — элегантные шляпки и солдатские пилотки, на столе — аккуратные папки со сценариями.

Манна небесная

Оказалось, что у этой женщины два режиссерских образования: массовая режиссура с элементами драмы и режиссура драмы.

— Жила в Братске, работала в культуре, а когда сын в 2000 году пошел в школу, перешла туда же, чтобы быть рядом. Открыла там театральную студию «Феникс», — вспоминает Ирина Алексеевна. — А с чего начинается путь актера? Самое продуктивное обучение — это классика. Вот и предложила ученикам начать с нее. Они выбрали «Гранатовый браслет». И первое же наше выступление на фестивале «Прикосновение к классике» в городе Иркутске было отмечено жюри. В моих студиях всегда дети разного возраста. Что могут ученики начальной школы сыграть в такой постановке? Придумала: они стали ангелами, которые параллельно рассуждали о чувствах княгини Веры Николаевны и чиновника Георгия Желткова. Потом была постановка «Выхода нет», где я дала сравнительную характеристику: с одной стороны, Великая Отечественная война, а с другой — Афган и Чечня.Посмотрев его, режиссер местного теат­ра драмы сказал: «Ирина, у тебя такое неординарное видение, надо совершенствоваться. Поступай в Академию искусств, что в Москве».

Сначала это казалось ей безумием. Но она все-таки отправила свои сценарии, а потом поехала на собеседование.

— Вы не подходите нам ни по одному обязательному пункту: возраст за сорок, не работаете в профессиональном театре, — хорошо поставленным голосом заявил председатель приемной комиссии. И, сделав театральную паузу, завершил:

— Но мы посмотрели ваши работы, и в виде исключения мы вас берем!

У абитуриентки от неожиданности — шок и слезы радости. И тут же мысль: «Как я брошу семью, чтобы ездить в Москву?» Но отступать — не в ее характере. «Перейду на хлеб и воду, но шанса не упущу! Это ж как манна небесная!» — решила Ирина.

— За три года учебы я посетила все театры, кроме Ленкома, — рассказывает Ирина Алексеевна. — Моим мастером был Николай Иванович Кузнецов, режиссер театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, профессор, доктор искусствоведения. Он учил: «Режиссер— это не профессия. Это определенное видение жизни!» И еще: «Помните одно: вы всегда должны быть недовольны собой. Знайте: мысль «Я все могу!» — это дорога вниз! Свои постановки начинайте с минора, завершайте мажором. Или наоборот!» Вот этим правилам и стараюсь следовать в своей работе. Да и в жизни тоже.

Наверное, поэтому она не перестает совершенствоваться — восемь лет назад получила специальность психолога.

— Дети растут, я не могу отставать, — считает педагог. — Мне знания психологии помогают считывать их, понимать, где и как нажать.

Обожаем театралку!

— Новую студию назвала «Альтаир», что означает «большая белая звезда, максимально приближенная к земле», а с арабского — «летящий белый орел». У меня хороший контакт с детьми, но любимчиков нет, — улыбается руководитель.— Беру всех, кто сам хочет, а не «мама сказала». У меня нет отбора, нет прослушиваний. Не хватает в сценарии роли — досочиняю для конкретного ребенка. На спектаклях нет второго состава, и это повышает ответственность каждого за свою роль — подвести коллектив нельзя. Сцена — это большой труд, тут важно взаимодействие исполнителей. Уже стали традицией новогодние спектакли, их с нетерпением ждет вся школа, потому что секреты постановки никому не выдаем — это всегда сюрприз. Начинали с «Ценного груза», в честь мышиного года. Там участвовали 40 мышек. В «Кошкином доме» — уже пятьдесят актеров! Потом отошла от чужих календарей, в этом году планируем дать восемь спектак­лей. Что репетируем? Секрет!У меня замечательные ребята: Софья Будасова, Стефания Гетта, Евгений Горбенко, Александра Тютрина, Тагил Шибанов, Вадим Гуляев, Софья Кудым, Валерия Плотницкая, Никита Ряднов, Кирилл Денисов, Роза Мадоян — всех не перечесть.

А юные театралы обожают своего преподавателя.

— Я в студии уже полтора года, и мне здесь очень нравится, — признается Софья Кудым. — Ирина Алексеевна пригласила меня после конкурса чтецов, в котором я участвовала, и просто перевернула мою обыденную жизнь! Раньше некуда было девать свои эмоции и энергию. Теперь с каждым спектаклем все больше понимаю себя и свои чувства.

— Мне нравится постигать театральное мастерство под руководством любимой Ирины Алексеевны, — делится Софья Будасова. — У нас очень дружный коллектив!

Любит проводить свободное время в студии Вадим Гуляев, Александре Тют­риной нравятся все сыгранные спектакли, а Кирилл Денисов благодарен Ирине Алексеевне за то, что понятно и доступно указывает на ошибки и помогает их исправить.

Четвероклассник Женя Горбенко в студии с первого класса.

— Мне нравится играть на сцене, — говорит он. — В роли Муравья я чувствовал себя строгим педагогом. А когда играл в «А завтра была война», очень хотел передать, как дети войны переживали голод, страх и лишения.

Пятиклассница Роза Мадоян в «Альтаире» пять лет, можно сказать, старожил.

— Здесь очень весело, — улыбается юная актриса. — Обожаю нашу театралку и на репетиции всегда бегу с радостью! А наша Ирина Алексеевна — в меру строгая и в меру добрая — лучший преподаватель на этом свете!

Мечта исполнилась

— Очень благодарна Ирине Ивановне Яровой, мне посчастливилось работать с таким хорошим директором. Во всем — только поддержка. Вы удивлялись, что кабинет такой просторный. Так у меня еще две костюмерные есть! — смеется Ирина Алексеевна.

А директор считает, что это ей и школе повезло с таким специалистом.

— Всегда мечтала о театре в школе, — говорит Ирина Ивановна. — Конечно, учителя литературы время от времени проводили литературные посиделки с элементами постановок. Но это не то. Школьный театр — это особая аура. Когда на спектакли приходят семьями, когда вся школа знает артистов. И вот пятый год у нас работает Ирина Алексеевна. Апофеозом стал спектакль «А завтра была война». Как дети играли, как прониклись, сумели создать сложные образы! В этом спектакле и для учителей роли нашлись. А Женя Горбенко! Только сыграл на школьном празднике Муравья — и вдруг мальчик в концлагере! Такое перевоплощение! Зал аплодировал юным артистам стоя. Бесспорно, театр развивает ребенка, раскрепощает. Сценическое мастерство, поставленная речь, умение держаться перед большой аудиторией — все это пригодится в жизни. Так что мечта моя сбылась. А все потому, что, если делом занимается человек, «больной» этим делом, оно на сто процентов выигрышное! Наша Ирина Алексеевна болеет театром!

Особенная тема

Спектакль по одноименному произведению Бориса Васильева «А завтра была война», о котором до сих пор все вспоминают, они дали дважды: ко Дню Победы и Дню Памяти и Скорби.

— Это не первый мой спектакль о войне, потому что тема войны — особенная, она не отпускает, — признается моя собеседница. — Мой дед, Григорий Николаевич Каталицкий, был председателем колхоза, который обеспечивал фронт всем необходимым. Естественно, его не призвали, была броня. И вот кто-то из женщин сказал ему, мол, наши мужики там, а ты в тылу за юбками прячешься. А по характеру дед очень горячий был! Тут же в военкомат — и на фронт. Скоро бабушка получила извещение, что пропал без вес­ти. А недавно мы, его внуки и правнуки, разыскали в Мурманской области могилу с родным именем. Моя мама вспоминала, что однажды застала бабушку в подполе, куда та забралась, чтоб дети не видели ее слез. Рыдала там и причитала, обращаясь к мужу: «Как ты мог? Бросил меня с детьми! Мне так трудно, так тяжело!» И моя мама сказала: «Не говори так больше! Папа пошел Родину защищать! Я старшая — я буду тебе помогать!». Маму она очень любила и жалела, но дети в войну быстро взрослели. В День Победы вся наша большая семья собиралась у мамы, вспоминали, пели песни, а я плакала. Поэтому, наверное, мои спектакли и о войне тоже. «А завтра была война» состоит из двух частей: первая — собственно постановка по книге, в которой участвуют старшеклассники, и вторая— о жизни ребенка в концлагере, где я задействовала малышей. Конечно, ввожу детей в предполагаемые обстоятельства. Чтобы они понимали, что люди вынесли в этой страшной войне, что даже дети встали на защиту Родины. В основе — судьба Владимира Калиниченко, ребенком пережившего ужасы концлагеря. И его стихотворение «Собака-человек»: дог, отказавшийся убить ребенка по приказу немецкого офицера, оказался «единственным человеком среди фашистских собак». Я горда, что мои воспитанники проживают эту ситуацию на сцене.

Я смотрела этот спектакль… Понимаю, как сложно научить ребенка играть, например, Буратино или Муравья. Но как научить детей, понятия не имеющих, что такое голод, лишения, играть малолетних узников концлагеря? Их жесты, мимика, движения, интонации — всё говорит о том, что они не просто играют, они переживают боль, страх, сострадание, гнев. Чтобы этому научить, нужен талант. Как у Ирины Алексеевны Юскиной!

О.Благодарова

Читайте также

Загрузить ещё