Подписка онлайн

Будет ли Сочи популярней Куршавеля?

7 декабря 2010

Заря Кубани

Все мы помним 2007 год, когда  Сочи стал столицей Олимпиады-2014, и тот эмоциональный подъем, который был вызван этим событием. Прошло три года. До открытия Олимпийских игр — почти столько же. Можно считать, «экватор» в подготовке к ним пройден. Что сделано? Что предстоит сделать? Какими будут зимние Олимпийские игры в субтропиках? И еще сотни вопросов интересуют нас, жителей края, где совсем скоро состоится эпохальное событие. Журналистов Кубани пригласили поучаствовать в семинаре «Спортивная журналистика», организованном департаментом по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края. На нем прозвучали ответы на многие вышеназванные вопросы.

Программа трехдневного семинара, проходившего в олимпийской столице была весьма насыщенной. 25 ноября состоялась пресс-конференция главы города Анатолия Николаевича Пахомова. Полтора часа общения с ним пролетели незаметно.

Двести лет — за пятилетку!

— Я рад видеть вас в Сочи олимпийском, — начал пресс-конференцию глава. — Думаю, этот год можно назвать началом реальных дел. 2008-й — год принятия решений, 2009-й — проектирования и решения проблем с землей, очень тяжелый год. Самая же большая сложность олимпийского проекта, на мой взгляд, — в его новизне. Такого грандиозного события в современной России не было. Наши архитекторы, проектировщики подобными объектами раньше не занимались. Но все проблемы разрешимы. Кто бывал в Сочи раньше, видит, как меняется город. Что было в 2007-м? Переполненные свалки, а ведь на  рекультивацию только одной нужно около миллиарда рублей!  Устаревшие, требующие замены сети, нехватка электроэнергии… Перечислять можно долго. Могли бы мы сами решить острые вопросы? Наш бюджет на сегодня — чуть более восьми миллиардов. Да, у нас очень красивая набережная. Ее в первую очередь и видят отдыхающие. Но они уезжают, а горожане остаются один на один со своими проблемами. И когда меня сочинцы спрашивают: «Зачем нам всё это: экономические форумы, гонки «Формула-1», Олимпиада?» — я отвечаю просто: это привлекает туристов. Не будет туристов — город, «заточенный» под них, умрет!  А сегодня мы видим, как Сочи, готовясь к Олимпиаде, становится всё более красивым, удобным, гуманным и доступным. В строительство вкладываются огромные средства. 800 миллиардов рублей — госинвестиции, около семисот — вложения частных инвесторов. Нам с нашим бюджетом понадобилось бы около двухсот лет, чтобы сделать то, что уже есть и будет к 2014 году!

Стройка века

Действительно, Сочи сегодня — одна огромная стройплощадка. Одни объекты сдаются в эксплуатацию, другие — в процессе строительства. Снуют грузовые автомобили, везде — люди в ярких касках, небо перечеркнуто стрелами подъемных кранов. А вот только факты.

Первый в городе мусоросортировочный завод вступит в строй к концу года.

В 1953 году был разработан проект дороги в обход Сочи. Годы шли, но ничего не происходило. И лишь в конце прошлого года объездная дорога была введена в строй. Хотя всех проблем она не решит. И вот уже сегодня готово 20% дороги — дублера главной транспортной артерии Сочи — Курортный проспект. На 60% протяженности эта трасса будет проложена под землей — для этого предусмотрено строительство шести тоннелей. Дорога Адлер—Красная Поляна станет совмещенной: параллельно автотрассе строится железная дорога.  На  почти пятидесятикилометровой трассе будет шесть тоннелей. Два из них — длиной по четыре километра 800 метров.  Эта дорога свяжет два кластера (места проведения основных соревнований) — равнинный и горный. Время в пути от теплого моря до заснеженных вершин займет у пассажира электрички менее получаса!

Строятся железнодорожный вокзал в Адлере, аэровокзальный комплекс.

Вводятся в строй теплоэлектростанции — город еще недавно испытывал дефицит электроэнергии, а во время проведения Олимпиады потребление ее неминуемо возрастет. Введенная в строй в прошлом году Сочинская ТЭС и строящиеся Адлерская и Кудепстинская ТЭС увеличат объем генерируемой энергии почти в пять раз по сравнению с прошлым годом!

Конечно, стройка — это всегда неудобства. К примеру, одновременно на всех объектах трудятся 40 тысяч рабочих! Но… На встрече с журналистами вице-губернатор Краснодарского края по вопросам реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр-2014 Александр Анатольевич Саурин в ответ на вопрос, в чем выгода этого проекта, сказал: «Сочинцы, да и все мы «на выходе» получаем просто новый курорт!»

И пояснил так:

— Представьте себе масштаб преобразований: только сетей водоотведения в Сочи будет заменено 450 километров! В горном кластере (плато Роза-хутор) будет проложено 60 километров лыжных трасс. Здесь смогут принимать до девяти тысяч лыжников ежедневно. В совокупности потенциал Красной Поляны вырастет вчетверо. Уже строятся или будут построены 113 километров автомобильных и 111 километров железных дорог. Только в строительство десяти автомобильных развязок на федеральной трассе будет вложено более пяти миллиардов рублей! Сегодня в Сочи над реализацией олимпийского проекта работают 620 подрядных организаций, более трети строителей — кубанцы. Из всех дополнительных доходов бюджета Сочи свыше 70% дает олимпийская стройка.

Время поджимает — в 2011 году на новых олимпийских объектах начнутся первые тестовые соревнования как российского, так и международного уровня. Они пройдут с февраля будущего года по сентябрь 2013-го. Ко времени их проведения объекты должны быть построены.

Сейчас работы в горной части уже в стадии завершения, спортивные объекты пляжной зоны будут закончены к 2013 году.

А нам что останется?

Игры пройдут, туристы разъедутся, а нам что останется — только воспоминания? И снова факты.

Во-первых, Сочи будет  не только самым длинным городом в нашей стране, но и самым новым — с реконструированными и построенными отелями, школами, больницами, дорогами, вокзалами, гипермаркетами. В общем — картинка! И уже сегодня она достаточно красива.

Во-вторых, практически все спортивные и «околоспортивные» объекты останутся здесь, на Кубани. (Правда, в олимпийском парке Дворец фигурного катания, малая ледовая арена и арена для керлинга строятся так, что их потом можно будет разобрать и перевезти в другой регион страны. Но захотят ли инвесторы это сделать, мы узнаем после игр.)

Что это значит? Вот пример. Центральный стадион, на котором пройдут церемонии открытия и закрытия игр — самый современный в России. И строится с дальним прицелом: наша страна претендует на право проведения чемпионата мира по футболу-2018! Значит, вполне возможно, что мы и красивый футбол высочайшего уровня сможем посмотреть в Сочи. О строительстве трасс «Формулы-1», которые в мире величают «королевскими», не писал только ленивый. И вряд ли нужно пояснять, какого уровня эти соревнования и скольких туристов они привлекут в наш край.

Горные лыжи — особый разговор. Кто знает, может быть, со временем короткое слово «Сочи» у туристов всего мира будет гораздо более популярным, чем, скажем, сегодняшние «Зальцбург» или «Куршавель»…

P.S. Когда материал готовился к печати, мы узнали о том, что чемпионат мира по футболу пройдет у нас, в России. Так что будет в Сочи футбол мирового уровня!

Н.Кравцов

Фото автора

Читайте также

Загрузить ещё