Формирование бюджета на 2011 год и плановый период 2012—2013 годов проходит в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса.
Не могу не отметить, что за прошедший год в экономике муниципального образования Славянский район проявились позитивные тенденции. Это — результат последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой систем, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.
Бюджетная политика муниципального образования Славянский район на 2011—2013 годы ориентирована на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития. В основу разработки проекта доходной части бюджета положен прогноз социально-экономического развития на 2011—2013 годы. На этот период планируется рост доходов на 11%, или на 3,7% в среднем за год. Основными доходными источниками бюджета муниципального образования Славянский район по-прежнему будут налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составляет 53% в общей сумме собственных доходов бюджета района, единый налог на вмененный доход, удельный вес которого в собственных доходах —13,5%, и транспортный налог — 11%.
Объем доходной части бюджета составляет 1 млрд. 155 млн. 253,9 тыс. рублей.
При расчете объема доходов учтены такие изменения в законодательстве, как снижение дополнительного норматива по налогу на доходы физических лиц, изменение сроков уплаты налога на имущество физических лиц и авансовых платежей физических лиц по земельному налогу, увеличение тарифов страховых взносов и другие факторы.
В объеме доходов бюджета собственные доходы занимают 493 миллиона рублей, или 46 %, а финансовая помощь из вышестоящих бюджетов в виде дотаций, субсидий и субвенций — 662 миллиона рублей, или 54 %. Бюджет района является высокодотационным, что накладывает установленные законодательством ограничения на планирование его расходной части. Планирование ее построено на умеренно-оптимистических оценках перспектив развития района. Бюджет сформирован бездефицитным и сбалансированным. Расходная часть бюджета сформирована с учетом расходных полномочий, закрепленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, а также переданных муниципальному району отдельных государственных полномочий. Бюджет района на 2011 год по расходам — 1 155 253, 9 тысячи рублей, что составляет 116 % к утвержденному бюджету района на 2010 год.
По-прежнему он социально направленный, так как более 85 % его расходов — 988 566,7 тыс. рублей — приходится на социально-культурную сферу, из них на образование — 735 миллионов рублей, на здравоохранение — 146 миллионов рублей дополнительно к двумстам миллионам рублей, поступающим из Фонда медицинского страхования.
При расчете расходов на социальную сферу учтен рост заработной платы работников бюджетных учреждений, перешедших на отраслевую систему оплаты труда — на 6,5 % с 1 июня 2011 года, а также увеличение с 26,2 до 34,2 % отчислений во внебюджетные фонды с 1 января 2011 года для всех бюджетных учреждений. Заработная плата с налогами занимает 65 % бюджета, а это — более 750 миллионов рублей.
На фоне небольшого увеличения собственных доходов бюджета, учитывая рост расходов на оплату труда и тарифов на коммунальные услуги, ощущается острый недостаток средств на другие материальные затраты учреждений социально-культурной сферы.
В сопоставлении реальной потребности средств на содержание действующей и вновь открытой сети бюджетных учреждений с возможностями бюджета определен расчетный дефицит бюджета, который, по подсчетам, составляет около 450 миллионов рублей, или примерно 40% бюджета.
Кроме социальной сферы, в бюджете учтены расходы на национальную экономику, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, общегосударственные вопросы, финансовую помощь бюджетам поселений района. Так, на финансовую помощь поселениям из районного бюджета направляется 20 миллионов рублей. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений производится в расчете на одного жителя. Объем финансовой помощи бюджетам поселений по сравнению с 2010 годом снизился на 4 миллиона рублей из-за снижения объема дотаций на эти цели из краевого бюджета.
Расходная часть районного бюджета обеспечивает минимальную потребность бюджета в решении вопросов местного значения, определенных законодательством.
Не обеспечена в полном объеме ресурсами районного бюджета значительная часть принятых муниципальных целевых программ, уровень обеспеченности которых составил 22 %, недостаточно направляется средств на инвестиции, материальные затраты бюджетных учреждений. Частичное погашение этого недостатка в течение финансового года планируется за счет дополнительных поступлений доходов, остатков средств на счетах на начало года, оптимизации расходов, привлечения средств вышестоящих бюджетов и других источников.
Планирование расходов на 2012—2013 годы производилось примерно в тех же объемах.
В таких условиях перед администрацией стоят задачи развития экономики района с целью увеличения налогооблагаемой базы, максимального участия в краевых целевых программах для привлечения дополнительных средств в районный и поселенческие бюджеты, а также рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов. Поставленные задачи решаемы, над ними необходимо работать.
В.Пахарь, заместитель главы муниципального образования Славянский район, начальник финансового управления.