Подписка онлайн

Семья Литун: «Пусть нашим ребятам будет теплее!»

16 февраля

Славянская семья всю зиму заливает окопные свечи для бойцов СВО

Про нашего земляка Леонида Литуна мы писали не раз, рассказывая о его необычном увлечении – 40 лет он, токарь по профессии, в домашней мастерской потихоньку собирал телескоп, детали для которого делал своими руками. Эту зиму Леонид Владимирович вместе с супругой Раисой Петровной посвятили поддержке бойцов СВО – они заливают окопные свечи. По их словам, эта работа не только принесла им чувство причастности к большому общему делу, сплотила семью, но и объединила людей вокруг – соседи, жители близлежащих кварталов активно им помогают. Уважать и поддерживать друг друга в начинаниях – залог крепкой семьи супругов Литун, которые в этом году отметят золотую свадьбу.

Пусть им станет теплее

Не так давно звездных дел мастер создал новый, более мощный телескоп для наблюдения за дальним космосом. Но пока небо затянуто зимними тучами, а до огородных хлопот еще далеко, Леонид Владимирович и Раиса Петровна трудятся, стараясь, чтобы бойцам стало хоть немножечко теплее.

Маленький уютный домик, под навесом – целая гора коробок с жестяными банками: объем работы. Супруги уже 11 раз возили в пункты сбора посильную гуманитарную помощь. Накупят с пенсии теплых носков, тушенку, консервы, салфетки, отнесут. Даже одну маскировочную сеть сплели своими силами.  А вот теперь решили заняться свечами.

– Следим за публикациями в интернете, ребята наши постоянно говорят, что окопные свечи очень нужны, они хорошо помогают в холода, – рассказывает Раиса Петровна. – Погреть руки, посушить носки, перчатки, разогреть еду. Они не дымят, при желании можно даже чай вскипятить. Вот и решили, а почему бы нам не попробовать.  Выписали в интернет-магазине три килограмма парафина и сделали первую партию – получилось 14 штук. Сдали нашей квартальной Нине Анатольевне. Основная проблема, конечно, жестяные баночки. Пошла по соседям – у тех спросила, у этих, все повыбрасывали. Кто-то говорит, баночек нет, но денег на парафин мы дадим. Начали соседи деньги приносить, а мы – вести тетрадь отчетности. И главное, люди идут с такой радостью, что они помогают! Глаза просто как звездочки светятся! Наша почтальонка, у нее трое детей, тоже деньги дает. Я говорю: «У тебя дети, не возьму». Она отвечает: «Нет, я хочу помочь, давно хотела это сделать!». Наталья Сукасян, Тамара Ивановна Мирошниченко, Татьяна Малова, Александр Долженко, Галина Алексеевна, Ирина Лейсова, Владимир Козлов и еще много других наших соседей, кто регулярно поддерживает нашу работу. Волонтерская группа «Мы патриоты» привозили нам свои банки, 14 кг парафина, воск, и мы тоже им заливали. А потом наша квартальная организовала нам доставку баночек: позвонила на консервный завод, и нам предоставили  целых 1500 штук!

Как истинный технарь, Леонид Владимирович опытным путем вывел оптимальный размер окопной свечи (чтобы догорала до дна, не коптила и не тухла), путем сравнения определил лучший для этой цели гофрированный картон, способ его укладки, установил максимальное время горения.

Картон поначалу собирали по близлежащим магазинам, потом его стали приносить соседи. Причем он нужен не темный, чем-то пропитанный, а именно светлый: он горит лучше и не коптит. Есть мягкий картон, его в баночку укладывают по спирали, а есть жесткий, тот складывается крест-накрест или «снежинкой». Но горят они, по словам Леонида Владимировича, по времени одинаково – шесть часов.

– Привезли нам несколько банок повыше стандартных, но они оказались неудобны: свеча в них не догорает до конца, фитиль от недостатка кислорода начинает коптить и тухнет, парафин на дне остается, – говорит Леонид Владимирович. –  Это дорогой материал, на одну баночку уходит 280-320 граммов, и чтобы он был использован на сто процентов, я провел ряд испытаний и вывел оптимальный размер. Высокие банки обрезал «Фортуной», обработал края наждаком. Все виды укладки картона попробовал, что, сколько горит, когда начинает тухнуть… Эти банки солдаты берут  с собой, укладывают в рюкзаки, поэтому важно, чтобы они были компактными.

Пока мы беседуем, Леонид Владимирович звучно режет картон на аккуратные полоски, ловко складывает их в нужную форму и уталкивает в банки. Под конец разговора в коробке уже находится несколько десятков банок, готовых к заливке. За вечер секция канцелярского ножа, которым он работает с картоном, стачивается, приходит в негодность. Сын Евгений нашел поставщика парафина по приемлемой цене, и в ближайшее время супругам Литунам необходимо перетопить и разлить 300 кг парафина. 200 банок уже готово.

Полвека вместе

Познакомились супруги в 1974 году на стройке в Краснодаре, где они оба работали. Строили жилые дома, птицепром, общежитие мединститута, здание психиатрической больницы и еще много объектов.

– Помню, получали аванс, – говорит Раиса Петровна. – Подходит ко мне знакомый и говорит, ты понравилась моему другу, очень хочет с тобой познакомиться. Я подошла: «Оо, так пусть он еще в армии послужит!» Ну очень молодо выглядел тогда Леонид, хоть он и на три года старше меня. Но мы подружились, и с работы вместе ходили, он встречал меня, а потом поженились. И вот уже 50 лет будет!

После свадьбы молодые переехали в Славянск-на-Кубани. Раиса Петровна родом из станицы Васюринской, а Леонид Владимирович – из поселка Мирный Красноармейского района. Они совсем не городские жители, очень любят покой, привыкли к тишине. «В Краснодаре я в лучшем случае на подножке трамвая утром на работу ездил, и назад так же. Городская суета нас очень утомляла!» – вспоминает Леонид Литун.

– Приехали поначалу мы в поселок Мирный, где прошло его детство, но работы там особо не было, – говорит Раиса Петровна. – Он повез меня в Славянск-на-Кубани. Мы гуляли по улице Красной напротив Дома культуры. Был конец сентября – начало октября: тепло, стояла такая тишина, помню, было много осенних листьев. Он поворачивается ко мне и говорит: «Нравится тебе здесь?» «Нравится, говорю, давай переедем».

Поначалу супруги снимали квартиру на улице Островского, позже обзавелись собственным домом. Леонид работал на стройке, а Раиса сразу переключилась на повара, потому что еще в колхозе ее всегда брали помогать на кухню. Начала трудиться в столовой ОРСа, Леонид всю жизнь работал токарем на РМЗ, а на пенсию вышел с комбината хлебопродуктов.

У супругов с интервалом в пять лет родилось трое деток – Наталья, Евгений и Александр. Когда появилась Наташа, Раиса Петровна еще работала, а вот Женя часто болел и в садик ходил «неделю через две». Пришлось увольняться с работы. А там и третий малыш появился. Раиса Петровна занималась детьми, держала двух козочек, которые очень выручали в сложные 90-е: малыши всегда были на молочке, на кашках. Понемножку шила на заказ, подрабатывала.

– Дочка придет вечером: «Мама, меня назначили Снегурочкой в школе, нужен костюм!» – вспоминает Раиса Петровна.  – Не переживай, говорю. И вот, мама – за машинку, строчит, шьет до часу ночи, чтоб утром наряд был готов. Теперь у нас уже шестеро внуков, дети выросли порядочными людьми. Есть у меня любимая фотография: вот были мы сами, вдвоем, а вот теперь такая семья! Дети наши учились хорошо, мы воспитывали их скромными, вежливыми. Папа у нас никогда не курил, не говорил матерных слов, был примером для них. Когда работала в столовой, наши строители после обеда всегда благодарили, и это было очень приятно. Поэтому мы и детей так научили: они идут по улице и со всеми здороваются. А нам с отцом люди потом говорят: «Какие у вас дети хорошие, воспитанные!». Вот она, отрада для родительского сердца!

В один голос супруги Литун говорят о главном секрете семейного счастья: уважение и помощь друг другу. «Вот начали готовить, он мне помогает, картошечки начистит, лучок, я быстренько приготовила, вместе сели, поели. И сейчас, на свечках, работаем вместе: он режет, я вкладываю, дело спорится!» – рассказывает Раиса Петровна.

– Зато за делом и зима быстро прошла! – вторит жене Леонид Владимирович. – Скоро семена будем сеять – помидоры, перец, начнутся огородные хлопоты.

В «сфере ответственности» огородных дел Раисы Петровны –  овощи и цветы, а Леонида Владимировича – четыре улья (с которыми он никак не может расстаться: почти 40 лет держал большую пасеку) и сад. Он у него на самом деле удивительный – например, на одном яблоневом или грушевом дереве растет по шесть разных сортов, а на сливах – персики. Пытливый ум Леонида Литуна и здесь нашел широкое поле для экспериментов: он переколировал весь сад. Увидит понравившийся сорт – прививает.

– Была у нас яблонька с полосатыми плодами, – смеется Раиса Петровна. – Как-то иду по саду, смотрю, а под ней – краснобокие лежат. Я думаю – у нас такой яблони нет, швыряет, что ли, кто нам эти красные яблоки? А это привитый яблочный бок начал плодоносить. Накупили новых саженцев, особенно любимое  дерево – сорт «Ред Чиф». А Леонид на него еще три сорта привил. Даже райские яблочки растут. Уж я ругаюсь, а толку!

– Зато отрадно, что дети нас поддерживают, и внуки растут любознательными, – говорит Леонид Владимирович. – Свой первый телескоп я сыну отдал, так они все теперь «заразились» этим увлечением, тоже купили телескопы и наблюдают за небом. Даже маленькая внучечка, и та заглядывает: что там интересного. Вот моя главная гордость – кто-то деньги тратит на сигареты, а мои дети – на звезды!

А. Трифонова

Читайте также

Загрузить ещё