Пленум Верховного суда утвердил разъяснения досудебного порядка урегулирования споров по гражданским и экономическим спорам (Постановление Пленума ВС от 22 июня 2021 года № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства».). В постановлении говорится, когда претензия необходима, а когда в суд можно обратиться сразу. При предъявлении встречного иска претензионный порядок признали необязательным. А еще сторонам разрешили направлять претензии в мессенджерах и соцсетях, но только если они обычно так и общаются (согласно договора).
Претензия нужна по спорам: | Претензия не нужна: |
О заключении договора в обязательном порядке. | По спорам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. |
Об изменении и расторжении договора. | По делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. |
О заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. | По делам о банкротстве. |
О расторжении договора постоянной и пожизненной ренты. | По корпоративным спорам. |
О прекращении договора пожизненного содержания с иждивением. | По делам о защите прав и законных интересов группы лиц. |
О расторжении договора аренды. | По спорам в порядке приказного производства. |
О расторжении договора перевозки груза или пассажира. | По искам об обращении взыскания на заложенное имущество. |
О расторжении договора банковского счета. | По искам к субсидиарному должнику при отсутствии договорных отношений. |
По спорам об ОСАГО. | По делам о возмещении убытков, возникших вследствие причинения вреда. |
О нарушении исключительных прав. | По искам с регрессными требованиями о возмещении вреда. |
О досрочном прекращении правовой охраны товарного знака. | По спорам о признании сделки недействительной. |
Претензию можно вручить адресату лично, направить ему почтой или с помощью иных служб доставки. Отправитель может выбрать как заказное письмо, так и письмо с описью вложения. Но стороны в соглашении могут предусмотреть, что юридически значимые сообщения должны передаваться только с описью.
Пленум разрешает направить претензию через электронную почту, соцсети и мессенджеры – но только в случае, если стороны договорились об этом в своем соглашении, либо если такой способ общения является обычной деловой практикой для сторон по спору.
Доказать доставку претензии в таком случае можно в том числе с помощью заверенных участниками спора распечаток скриншотов с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения.
Обращаем внимание, что в спорах с финансовыми организациями потребитель должен сначала обратиться к финомбудсмену, если его требования не превышают 500 000 руб. Сюда относятся споры с банками и со страховыми компаниями. Обратиться в суд можно только после того, как финансовый уполномоченный закончит рассмотрение спора, либо в случае несогласия с принятым им решением.
Требования потребителей о получении страхового возмещения по ОСАГО финомбудсмен рассматривает вне зависимости от их размера. А для споров по добровольному автострахованию (КАСКО) – только по требованиям менее 500 000 руб.
Направление заинтересованным лицом сообщения, имеющего информационный характер и являющегося основанием для возникновения требования, не является досудебным порядком урегулирования спора.
Вниманию потребителей!
Вы можете обратиться за консультацией и помощью в территориальный отдел Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Славянском, Красноармейском и Калининском районах, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Дзержинского, 243, тел. (факс) 886146 4-00-97.