Подписка онлайн
Без рубрики

Ко(ш)мар

5 июня 2010

Заря Кубани

Будто русские вурдалаки, они прячутся днем на болотах, озерах, в лиманах, в тени деревьев, зарослях травы и кустарников. Подобно западным вампирам, летают. С заходом солнца эти твари подкрадываются к человеку. Вытянутые губы раздвигаются, обнажая две пары челюстей — длинные тонкие иглы. Сначала они вводят под кожу своей жертвы слюну, препятствующую свертыванию крови. И начинают кровушку пить….

Откуда прилетели?

Слово «комар» пришло к нам из испанского языка, означает маленькую муху. А вот неприятности от нее — большие. Племя этих кровопийц берет свое начало от сотворения мира. Возраст ископаемых комаров, предположительно, сорок миллионов лет. У христиан бытует такая легенда: «Михаилу Архангелу было поручено Богом снесть мешок с неизвестным содержимым к речке и потопить, не раскрывая и не заглядывая в него. Но у Михаила разыгралось любопытство. Едва Архангел раскрыл мешок, как из него стремительно вылетели комары и мухи. Выпущенные на свет Божий, они расплодились, на мучение людям». Всё-таки любопытство — порок…

Как бы там ни было, но комар пережил все природные катаклизмы и стал назойливым спутником человека — от древнего, сидящего в пещере у костра, до сегодняшнего, часами просиживающего за компьютером. Без него не обходится русский фольклор. В словаре В.Даля приводятся 42 загадки, поговорки и народные приметы, связанные с комарами. Например, загадка: «Ни зверь, ни птица, в носу — спица, собой тонка, голосом звонка; орды от нее стонут, знатные дрожат, кто ее убьет, тот свою кровь прольет». А знаменитая песня «Вдоль по Питерской»?! «Эх, да не лед трещит, не комар пищит…». В деревнях до сих пор поют частушку: «Не ходите, девки, в баню, там комарики кусаются…». И за что-то там хватаются. Комар живет и на эстраде, перелетая из шлягера в хит: «Мы убили комара не в бою, не в честной схватке…». От ужаса до почтения — один шаг. Комар сразу же «влетел» в русскую фамилию: у нас сотни тысяч Комаровых — от крестьянина до космонавта. В его честь мы называем населенные пункты: «На недельку, до второго, я уеду в Комарово!». В г.Ноябрьске установлен комару памятник. А сказочник К.И.Чуковский воспел: «Слава, слава Комару-победителю!» Похоже, это действительно так: в нашем извечном противостоянии кровопийца неизменно берет верх, и по крайней мере еще ближайшие сорок миллионов лет серьезно ему ничего не грозит.

С кем имеем дело

Комары населяют все континенты, кроме Антарктиды.

Самка откладывает до 280 яиц каждые два—три дня.

Крылья комаров колеблются с частотой до 1000 раз в секунду — отсюда «писк».

Скорость полета этого насекомого — 3,2 километра в час.

«Гурманские» предпочтения кровопийц: дети (тонкая кожа), потеющие взрослые (запах молочной кислоты), среди них — женщины (регулярные гормональные перестройки), в первую очередь блондинки, пусть и крашеные (почему — ученые пока не нашли объяснения), темпераментные люди (высокий уровень половых гормонов), обладатели первой группы крови с положительным резус-фактором (видимо, слаще).

И, внимание! Нашу и других позвоночных кровь на планете Земля пьют только самки. Без этого комарихи не могут воспроизводить потомство. Самцы же — «вегетарианцы», питаются исключительно цветочным нектаром. Кстати, почти у всех народов бытует поговорка вроде французской «шерше ля фам!» — «ищите женщину!» Неужели действительно во всём виноваты представительницы «слабого пола» (хотя комарихе такое определение явно не подходит)?! И можно понять чуковского Комара из «Мухи-Цокотухи»: «А теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться». Тяжко, когда жена — вампирша.

Агрессивны и заразны

Эти вурдалаки — ненасытны. За лето в тундре комары выпивают у оленя до полутора литров крови. Но вампиризм — еще не самая их большая пакость. Комары переносят опасные заболевания: туляремию, филяриатозы, лихорадки — желтую, Денге, западного Нила. От них можно заразиться грибком. Слюна самки вызывает зуд, отек, покраснение в месте укуса, а у некоторых людей — тяжелую аллергическую реакцию. Комары распространяют ряд энцефалитов, в том числе смертельно опасную малярию, от которой только в Африке ежегодно умирает больше миллиона человек.

— У нас в районе малярия побеждена давно, — успокаивает врач-эпидемиолог Славянской центральной районной больницы Л.В.Колесникова. — Последний случай был в 1972 году, и то «привозной»: болел человек, приехавший из африканской страны Берег Слоновой Кости. В нашей местности комары, переносчики инфекций, не водятся. А тот большой комар, во много раз крупнее обычного, которого так все боятся и называют малярийным, на самом деле никакой не малярийный.

Сейчас наша страна более открыта, чем в советские времена. Многие славянцы ездят на отдых и в командировки за границу, в том числе на другие континенты. Да и у нас, на Кубани, гостей, трудовых мигрантов из разных стран значительно прибавилось. В Краснодарском крае ежегодно регистрируются завозные случаи малярии, а на территории Южного Федерального округа даже сформировался природный очаг лихорадки западного Нила. Так, в 2008 году отмечено 33 заболевания этой лихорадкой в Волгоградской области (три — с летальным исходом), 17 — в Астраханской области и 10 — в Ростовской. Так что бдительности терять нельзя. Поэтому в Славянской ЦРБ проводят учебные семинары по малярии.

Спасайся, кто может!

Как же защищаться от пусть не инфекционных, но вконец озверевших кровопийц? Мы любим рассказывать приезжим, что живем фактически на острове в окружении рек Кубань, Протока, Курка и Азовского моря. А если посмотреть на нашу малую родину с высоты птичьего полета, то увидим: территория опутана как паутиной голубыми жилами каналов и ериков, усыпана зеркалами озер, прудов, люзертов, ставков, лиманов и рисовых чеков. Камыш, тростник, рогоз, кустарник, трава… Поход на приазовские плавни в двадцатых годах начал полководец гражданской войны Дмитрий Жлоба, в конце прошлого века они были покорены мелиораторами. Путь — от кирки и лопаты до мощного скрепера и планировочного лазера. Вековые топи человек превратил в сельхозугодья. И ничего не смог поделать с комарами, для которых сохраняется естественная среда обитания. А в городе даже образовались «инкубаторы» — сырые подвалы многоквартирных домов и производственных зданий. Да выплод комаров может произойти в луже, бочке, консервной банке!

Слава Богу, в Славянском районе заболеваний, которые разносят эти насекомые, сейчас не регистрируется. Но, как считают специалисты филиала федерального «Центра гигиены и эпидемиологии», имеются все предпосылки для их возникновения. Благоприятные зимние температуры обеспечивают высокую плотность взрослых особей, а при оптимальных летних (20—25 градусов) численность комаров может достигать критических значений. По собственному опыту проживания в многоэтажном доме знаю: и зимой комары проникают в квартиру из сырого подвала, продолжая пить человечью кровь, а значит, плодиться. По данным филиала «Центра гигиены и эпидемиологии», у нас для комаров складывается идеальная обстановка — чередование засушливых и влажных дней. В одном г.Славянске-на-Кубани 12 водоемов общей площадью 30 гектаров. Стоячая вода быстрее нагревается до оптимальных для личинок температур, что способствует ускоренному развитию и высокой численности комаров. В стабильных условиях закрытого, подогреваемого трубами подвала комары проходят полный цикл развития за 20—40 дней, численность личинок достигает нескольких тысяч на один метр. А в Славянске-на-Кубани и населенных пунктах района около девяноста многоквартирных домов, подвалы в которых периодически или постоянно подтапливаются. Вместе с тем, если в 2003—2004 годах обрабатывалось от комаров свыше пятисот тысяч квадратных метров площадей, то в 2005—2008 годах — от четырех до сорока тысяч квадратных метров. К тому же специалисты центра отмечают отсутствие планомерности и системности в борьбе с комарами — обработки выполняются лишь по заявкам. Ситуация ухудшилась в 2007 году, когда в ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства ответственность за состояние подвалов стали перекладывать на жильцов многоквартирных домов и при формировании тарифа на услуги предприятий ЖКХ протравка комаров не закладывалась. В результате в 2008—2009 годах обработки не проводились. В прошлом сезоне дезинсекционные работы выполнялись только в подвалах лечебных учреждений Славянской центральной районной больницы. Такие обработки делает у нас специализированное ООО — восемь рублей за квадратный метр, если площадь до 1000 квадратных метров, четыре рубля — если площадь более 1000 квадратных метров (цены 2009 года). В стандартном славянском доме получается в среднем по 100 рублей с квартиры. Экономят собственники жилья… На собственной крови.

— Более того! — возмущаются в администрации Славянского городского поселения, — когда засоряется канализация, не вызывают сантехников, а разбивают стояки, и всё течет в подвал. Такого не бывает в домах бывших жилищно-строительных кооперативов и нынешних товариществ собственников жилья. Во многих из них отремонтированы кровли, приведены в порядок, осушены подвалы. Причем средств жильцов потрачено лишь пять процентов от сметы, так как дома эти вошли в федеральную, краевую и муниципальную программы, воспользовались финансированием из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Остальные чего-то выжидают…

На протяжении ряда лет не проводятся обработки против личинок комаров открытых водоемов. В сельской местности это вообще-то и проблематично. Приазовский заказник — особо охраняемая природная зона. Наши лиманы вместе с ней входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Все водоемы, искусственные и естественные, зарыблены. Большинство населенных пунктов расположено на грядах среди этих водных гладей.

— Не с вертолетов и самолетов же травить! — восклицает главный государственный санитарный врач по Славянскому району, начальник территориального отдела Роспотребнадзора в Славянском, Красноармейском и Калининском районах С.А.Осмоловский.

Город — другое дело. В 2008 году администрация Славянского городского поселения организовала проведение обработок открытых водоемов. Правда, из-за несвоевременного финансирования сделали это лишь в сентябре, надо же было — в марте—апреле, когда формируются личинки. А потом вообще наступил финансово-экономический кризис.

Но кризисы проходят, а комары остаются. Необходима целевая программа борьбы с этими кровопийцами, гарантирующая своевременность и одновременность на всех площадях, безопасность для населения и природы обработок и стабильность их финансирования.

Арсенал цивилизации

А пока спасаемся от комаров, кто как может.

Самый простой, дешевый и потому наиболее популярный способ — использование электрофумигаторов. Например, в детском лагере «Ровесник» близ села Ачуево, где вокруг лиманы и рядом Азовское море, в каждой палате установили по две розетки. Однако химическая защита — и самая (что бы там на упаковке ни писали производители) вредная для человека. Ведь и мы дышим парами инсектицидов. Про дымящиеся спирали изготовители уже честно говорят: использовать — только на открытом воздухе. У репеллентов (кремы, лосьоны, эмульсии), аэрозолей вообще масса ограничений и предупреждений: не должны попадать в дыхательные пути, рот, глаза, не рекомендуется детям до шести лет и прочее. Химия есть химия!

Продаются и экологически чистые средства борьбы с комарами. Это электронные звуковые отпугиватели (вот что нужно для охотничьих, рыболовецких и баз отдыха!), завлекающие уничтожители. Предприимчивые южнокорейские операторы мобильной связи предлагают абонентам услугу — противокомарийный ультразвук. Но всё это для большинства наших людей пока еще не по карману.

На собственной шкуре

Остаются дедовские, народные методы. Их я перепробовал на себе.

Тапок, скатанная в трубку газета, тряпка, хлопушка-мухобойка. Охотничий азарт быстро проходит, на потолке и стенах остаются кровавые пятна, а комаров меньше не становится.

Убить на себе. Лег в постель, не укрылся и начал работать ладонями. Сбился под утро со счета, сколько кровососов ухлопал, не выспался и всё равно пошел на работу искусанным. Повторять этот эксперимент не рекомендую еще и потому, что с чувством прихлопывая комара и растирая его для верности по коже, мы как раз и рискуем занести в свой организм какую-нибудь инфекцию.

Наш изобретательный народ «баррикадируется» от кровопийц вентилятором. Пробовал. Комары успевают подлететь к телу с той стороны, где в данный момент нет воздушного потока.

Марля, сетки на окнах, форточках, вентиляционных отверстиях. Находят щели, проникают в помещение через входную дверь, «заезжают» в жилье на нашей одежде.

Еще одно техническое средство — пылесос. Умудряются вылетать живыми и невредимыми с обратной стороны!

Оставлять свет в комнате, где никто не спит. И этот номер не проходит. Пара—тройка вьется вокруг излучающей тепло лампочки, основное же «войско» устремляется в темную спальню. Знайте: запах молочной кислоты, которая выделяется вместе с нашим потом, комар чует за три километра!

Отпугивать соком лимона, одеколоном, гвоздичным, анисовым, эвкалиптовым маслом, валерианкой, томатной листвой, камфорой, уксусом. Всё это довольно быстро выдыхается, пока комары сидят «в засаде» в другой комнате. Говорят, они не переносят запаха бензина и табачного дыма… Ну, к этим «токсикоманским» средствам я прибегать не стал, из двух зол выбрав меньшее.

А вот если вас уже покусали комары, могу посоветовать для снятия зуда аптечные бальзамы, кефир, сыворотку, раствор нашатырного спирта или питьевой соды (полчайной ложки на стакан воды), сок петрушки, тертую сырую картошку, сок свежих листьев черной смородины, мяты. Помните народную мудрость — клин клином вышибают? Зуд вызывает слюна комарихи. Потрите место укуса собственной слюной — раздражение пройдет.

Союзники у нас есть, но…

Ученые думают и над «дипломатическими» методами войны с комарами. В политике давно известно: натравливание на недруга его естественных врагов неизменно дает положительный эффект. Так, за свою жизнь лягушка может съесть три тонны комаров. Поистине — царевна! Личинками с удовольствием питаются рыбы, водоплавающие птицы. Взрослых особей пожирают муравьи, стрекозы, пауки, летучие мыши, ласточки и другие птицы. Единственное млекопитающее, которым комары брезгуют, — азиатский бык гаур. В лаборатории уже синтезировали его пот, который отпугивает вурдалаков. Но выдержит ли этот запах человек?

Генетики предлагают бросить в бой комаров-мутантов (клин клином). Внедряют в них вакцины, и получается летающий мини-шприц. Скрещивают с… медузами, и комары светятся в темноте. Восстали «зеленые», говорят, генетически модифицированные насекомые опасны для экосистемы планеты. Ученые пообещали: мутанты будут стерильными. Однако, похоже, комары и без научных светил отлично приспосабливаются к новым условиям существования и всем средствам, которые выставила против них цивилизация. Например, ставлю в фумигатор на ночь самую сильную «таблетку». Раньше через 15—20 минут вампиры исчезали. Сейчас они спокойно летают в парах яда, пищат над ухом. А под утро, когда инсектицид выветривается, начинают массированную атаку на обессиленное тело. Соседка, молодая мама, жалуется: ребенка в садике комары искусали средь бела дня! Они поджидают малышей в тени деревьев, беседок, веранд…

Пушкин их знает!..

Невольно задаешься вопросом: почему же человек, «царь природы», до сих пор не может победить эфемерное, крохотное, хрупкое насекомое? Единственно разумный ответ: в природе нет ничего и никого лишнего. Наш мир создан гармоничным, всё в нем взаимосвязано.

Оказывается, комары — неотъемлемый компонент биологических сообществ. Групп животных, для которых они пища, — десятки. И главное: комары, как и все насекомые, личинки которых питаются в водной среде, — одна из основных причин неистощаемости почв.

Остается вслед за великим Пушкиным воскликнуть: «Ах, лето красное! любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи». Помните?

А эти твари — из того же мешка Михаила Архангела. Так что вторая серия «триллера» будет про таких же назойливых, вредоносных мух. Следите за выпусками газеты!

Ю.Богатов

Читайте также

Загрузить ещё